Пшеницын И.В. Гражданское общество — последняя стадия народного развития?

ПШЕНИЦЫН Иван Викторович
д. экон. н., проф. кафедры общей экономической теории РГТЭУ

Гражданское общество — последняя стадия народного развития?
   
    Что такое сегодня гражданское общество? Центральная проблема, которая сегодня у нас стоит, — это проблема судеб народов. Имеются в виду те народы, которые традиционно жили и на нашей территории, в России, и в Европе. Субъектом жизнедеятельности общества был народ, который жил, как правило, не в городах, что очень существенно. В городах, конечно, развивались культура, наука, жила определенная элита, но народ жил все-таки сельским хозяйством. А горожане и города жили своеобразной жизнью, отличной от жизни народа. Гражданское общество как явление связано именно с городами.
    Получалось так, что в городах прекрасно развивались культура, наука, традиции своеобразные. Единственное, что города никогда не делали, — они не воспроизводили население. Демография решалась только на территориях. Этот тезис, конечно, требует большего обоснования и, может быть, дискуссии, но я позволю его положить в основу своих суждений о том, каковы судьбы гражданского общества, нужно ли нам это гражданское общество и сможем ли мы вообще без него существовать. Проблемы, которые стоят в тех странах, где гражданское общество существует, целиком демографические.
    Вы можете развивать современные интеллектуальные ресурсы, экономику, культуру; единственное, что вы не можете, живя в гражданском обществе, — это население свое поддерживать. Народ не живет вне территорий, есть такой закон. Не случайно даже крупные города всегда живут за счет периферии или людей, которые приезжают в эти города из провинции и «завоевывают» Москву, Петербург. Это известная фраза, что Москва живет за счет провинции. Все, что там делается нового, как правило, связано с тем, что какой-то провинциал, получив запас жизненной энергии от земли-матушки, от народа, приезжает и творит.
    Мне кажется, когда мы рассуждаем на тему о том, что такое гражданское общество, то можно дать такое определение: это та форма вымирания народа, которая существует, когда народ переходит к городскому образу жизни, то есть последняя стадия его существования. Если вы возьмете расцвет гражданского общества при Платоне, следующая стадия какая? — Варвары, потому что народ не в состоянии дальше развивать то, что он создал.
    То, что сегодня в Западной Европе происходит (я имею в виду демографические проблемы, связанные с Парижем), это тоже движение в этом же направлении. Поэтому переваливать проблемы, связанные с жизнью народа, на то, какое там государство и как относится государство к гражданам и т.д., было бы неверно. Мы прекрасно знаем, что в тот период, когда нет гражданского общества, а государство тоталитарное, как называют лидера, того же Иосифа Виссарионовича?  Отец народов. Почему так? А потому, что, когда возникает и существует тоталитарное государство, люди, которые в нем живут, в принципе воспитываются в патриархальных семьях, а это именно та семья, которая живет на земле. То есть там есть четкие отношения между людьми, личностные отношения, человек — это или отец, или мать, или дядя. Это родственные отношения, это не гражданское общество, эти отношения связаны как раз с жизнью народа, трудовой жизнью.
    В заключение хотелось бы сказать, что не нам решать, нужно ли нам гражданское общество. Нам без него уже никак нельзя, поскольку сама форма жизни наша, когда 80% живет в городах и только 20% на территориях, предполагает, что в городах должна быть какая-то организация жизни. Поэтому, конечно, без такого гражданского общества в России дальнейшее наше существование было бы сложным. Но перспективы нашего дальнейшего развития, если мы не решим проблему рассредоточения городов и не перейдем к нормальной форме жизни на территориях, окажутся, по-моему, очень грустными.


На главную страницу
Hosted by uCoz